Судьба Елены Борисовой была предопределена фактом её появления на свет в семье известных театральных деятелей – главного режиссёра Омского театра кукол Анастасии Трифоновны и кукольника от Бога, заслуженного артиста России Тадеуша Мечиславовича Варжало. Неудивительно, что в семье, в которой театр кукол был не местом работы, а храмом творчества, дети пошли по стопам родителей, однажды и навсегда заболев кукольным театром. Окончив ЛГИТМИК, Елена Тадеушевна поставила в родном Омском театре кукол очень популярные в те годы спектакли – «Солнышко и снежные человечки» и «Винни-Пух». А потом вдруг лихо переквалифицировалась в актрису (правда, с правом постановки). О своём зигзаге в актёрскую профессию Елена Тадеушевна всегда вспоминала с любовью, хотя признавалась, что полностью раскрепостила её всё-таки режиссура.
В Ярославль супруги Борисовы приехали по приглашению тогдашнего ректора Ярославской «театралки» Станислава Клитина. Так с его лёгкой руки Елена Тадеушевна нашла своё второе призвание – преподавание. Она настолько растворялась в своих учениках, что не делала различий между ними и собственными дочерьми. Все они были её детьми.
– Елена Тадеушевна – наше чудо, наше главное и в театре, и по жизни, – вспоминает Анатолий Белков, актёр Ярославского театра кукол, бывший ученик Борисовой. – Она стала для нас всем: и мамой, и мастером, и педагогом, и режиссёром. Будучи человеком искренним, она бесконечно серьёзно относилась к своему делу, не терпела халтуры ни в чём. И в то же время давала актёрам возможность фантазировать и «фулюганить». Она и сама была отчаянным «фулюганом» и провокатором!
– Лучше всех о моей маме могут рассказать её ученики, – согласна дочь Елены Тадеушевны Полина Борисова (она тоже не мыслит себя вне театра, во многом пошла по маминым стопам, окончив ЛГИТМИК и Высшую французскую школу кукольных искусств в Шарлевиль-Мезьере; сейчас живёт и работает во Франции). – Мама была очень светлым, добрым, тёплым человеком и таким разумным, таким понимающим, что не хватает слов. Она была нашей общей мамой, и нам даже не приходило в голову её ревновать к ученикам. Мама для многих людей была родным человеком, после её ухода «ВКонтакте» на её страничке появилось много записей, и люди по-прежнему продолжают писать ей письма...
Елена Тадеушевна была исключительно тонким режиссёром и стильным художником, обладающим абсолютным чувством меры и профессиональным тактом. В её режиссёрском багаже не было ни одного случайного спектакля, поставленного от необходимости или на заказ. Процесс придумывания спектакля у Елены Тадеушевны мог длиться годами. Так было с «Кентервильским привидением», принёсшим своему создателю звание дипломанта национального театрального фестиваля «Золотая маска» и диплом в номинации «Лучший режиссёр кукольного театра России». А ведь спектакль был задуман Борисовой ещё в студенчестве. В этом сезоне ученик Елены Тадеушевны, главный режиссёр Московского детского камерного театра кукол Валерий Баджи поставил «Кентервильское привидение» в своём театре в память о любимом учителе. В титрах стоит имя Елены Борисовой, автора пьесы.
За два десятилетия работы в Ярославском театре кукол Елена Тадеушевна поставила более десяти спектаклей: это «Русалочка», «Чёрная курица», «Карлик Нос», «Питер Пэн», «Морозко», «Что за прелесть эти сказки», другие постановки, полные волшебных таинственных превращений, бесконечно любимые и актёрами, и зрителями.
...Однажды, когда мы беседовали с Еленой Тадеушевной в преддверии её бенефиса, приуроченного к 55-летию, она сказала удивительные слова, запавшие мне в память:
– Мне стыдно говорить, но мне кажется, что у меня очень лёгкая жизнь. Впервые эта «крамола» пришла мне в голову, когда мои друзья рассказывали о сказочных по комфортабельности дорогах Италии. Там, говорили друзья, чтобы водители не расслаблялись, через определённое количество метров дорогу перегораживают невысоким препятствием. Вот и я случающиеся на жизненном пути перипетии воспринимаю как дорожный знак – не теряй бдительности, не успокаивайся.
Елена Тадеушевна никогда не теряла бдительности и не успокаивалась. Но это препятствие судьбы, неизлечимую болезнь, ей было не суждено преодолеть. Она осталась в нашей памяти, она жива в своих удивительно добрых и мудрых спектаклях, которые призывали идти своим путём.
...«Жаль,
что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция.
Уходя, оставьте свет...
Это больше, чем остаться»